Jump to content

Recommended Posts

Можно я поставлю точку в диспуте?

Что, как, когда и главное зачем варить (речь о стареющих сплавах) - необходимо, прежде всего, рассматривать в свете металлургии. Если внимательно посмотреть на термообработку таких сплавов, то многое наверное будет понятно. Теперь поставьте себя на место конструктора, перед которым стоит задача создать конструкцию рядового назначения (не Шатл-Буран-АПЛ Акула). Зачем конструктору этот геморрой в виде всех этих отжигов; многостадийных закалок, с жесткими рамками термоконтроля (плюс-минус 5 градусов); химического контроля поставленного материала; контроля его состояния поставки и т.п.? Когда можно взять беспроблемный сплав и компенсировать его недостатки конструкторскими решениями. Да, будет чуть тяжелей, может не так изящно, но зато надежно. И голова не будет болеть о предварительной и последующей термообработке (надо еще печь хорошую иметь, я вот на своей, с имеющимся терморегулятором, даже 40Х неохотно калю, стараюсь в своих изделиях обходиться 45-й). Мое мнение: если пришлось варить проблемный сплав (ко всем сплавам относится - и к черным, и к цветным, титан отдельной темой) - то это серьезный конструкторский просчет (многие не замечают как становятся конструкторами, взяв на себя ответственность за принятые решения).

Термическая обработка алюминиевых сплавов.pdf

  • Like 2
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Парни извиняюсь, вижу запоздал я со своим обещанным видео про аргон для TIG сварки, видимо пропустил увлекательный замес дебатов по сплавам,уже всё почистили и привели в порядок,тогда уже не буду ворошить и влазить,так не видел и пропустил тему,(но чешется :) ,добавлю только, что не путаем сварочные конструкции из каких либо сплавов и их прочностные характеристики и ремонтное небольшое место в сварке.) Поэтому существуют клепанные конструкции и на основе сварки. Ещё хочу добавить что для некоторых видов  сплавов 2ХХХ серии существуют присадка 2319.

Ещё раз извиняюсь,что редко присутствую и так же затягиваю с видео, работ не в проворот, на своей фирме и ещё я сварщик демонстратор фирмы Kemppi в Латвии. Времени просто катастрофически не хватает.

Вообщем собрал из пару фрагментов не очень удачных для такого смысла видео, MISON Ar+NO-0.03 .

  • Upvote 4
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Miners сказал:

видимо пропустил увлекательный замес дебатов по сплавам,уже всё почистили и привели в порядок,тогда уже не буду ворошить и влазить,так не видел и пропустил

Да пропустил , но не много .

Вот меня "отчитали " чуток что бы "воду не мутил , но не я один и полно роликов где варят Д16 и вот даже 6061 и тот добрался до 2024 аналог Д16 . 

 Да ладно и вот специально видео сделаю , вчера токарил (между основным занятием и вчера снег был с крыши скатился самосвал ) , сегодня варил В95 и сутки на старение а завтра ломать будем трубой .

Но вот нет трещин как корневого так и облицовки под лупой смотрел да и не какого "постороннего шума" типа треск нет , да и ванна спокойная блестит как зеркало в общем не чита многим АК сплавам кои сейчас "возмущаются" с поводом и без повода . 

  пару фоток пока для затравки . 

PC240302.thumb.JPG.d3a71c601fadfaca104aaf16907e6b9b.JPG

PC260287.thumb.JPG.206d22f6e12f20563a78f681ce0d257b.JPG

ЗЫ , опять меня "отчитают" , да и пусть но зато интерес думаю у многих есть и форум оживляется , ну и без этих "дебатов" форум без зубый и скучный , как то так . уж извиняйте если что . 

Edited by selco
  • Like 1
  • Upvote 6
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, selco сказал:

Да пропустил , но не много .

Вот меня "отчитали " чуток что бы "воду не мутил , но не я один и полно роликов где варят Д16 и вот даже 6061 и тот добрался до 2024 аналог Д16 . 

 Да ладно и вот специально видео сделаю , вчера токарил (между основным занятием и вчера снег был с крыши скатился самосвал ) , сегодня варил В95 и сутки на старение а завтра ломать будем трубой .

Но вот нет трещин как корневого так и облицовки под лупой смотрел да и не какого "постороннего шума" типа треск нет , да и ванна спокойная блестит как зеркало в общем не чита многим АК сплавам кои сейчас "возмущаются" с поводом и без повода . 

  пару фоток пока для затравки . 

PC240302.thumb.JPG.d3a71c601fadfaca104aaf16907e6b9b.JPG

PC260287.thumb.JPG.206d22f6e12f20563a78f681ce0d257b.JPG

ЗЫ , опять меня "отчитают" , да и пусть но зато интерес думаю у многих есть и форум оживляется , ну и без этих "дебатов" форум без зубый и скучный , как то так . уж извиняйте если что . 

Валерий, вот ты меня поставил в неловкое положение :)),два раза сходил покурил :),толи выбрать сторону друга и поддержать (доказать обратное вопреки материаловеденью,что мне не сложно сделать, умолчав нюансы и даже видео создать на подобе 6061) толи всё же придерживаться науки :) ,лавируя между тобой и наукой :)).

Я и сам всегда топлю за то что учебники очень отстают от нынешних возможностей современных аппаратов и оборудования,к примеру если указана сварка частичная(а значит точечная),то в полне можно воспользоваться пульсом на малых герцах,либо установить безконечный спот режим с быстрой частотой,либо, как я расказывал в своем видео про сварку велосипедной рамы сплава 6061Т6(кстати присадки 6ХХХ серии не существует и своим телом этот сплав не сваривается,по той же причине растрескивания,но можно обойти этот момент о чем я говорил в видео про правильную подачу присадки)Но тут чуть не тот случай и существует необходимая таблица для понимания процесса. ( сделаю видео в дальнейшем на эту тему) 

Screenshot_20211027-221007_Chrome.thumb.jpg.16ef6fc3fefcfeac42d4c3f0637ab8e8.jpg

Вообщем повторюсь,одно дело ремонтная сварка и опыт мастера обходить некоторые условности,другое дело технологии ,маштабы и ответственностные конструкции,простыми словами с такими сплавами и материалами,никто не будет нарушать технологий в ответственных отраслях авиапромышленности,судостроении т.д.

Другое дело в ремонтных мастерских,где многое зависит от опыта,знаний,умения,практики самого сварщика, его оборудования и технических возможностей. 

 

 

 

 

  • Upvote 4
Link to comment
Share on other sites

Из личного опыта сварки В95.

Речь пойдет о деталях из сплава 7075Т6 и для простоты будем считать его аналогом В95.

В полный рост я видел применение этого сплава на мотоциклах. Кстати, в советское время стаканы передней вилки Иж Планета Спорт были из В95. Самое широкое применение сплава 7075Т6 - на кроссовых мотоциклах. Из этого сплава там (в стандартной комплектации): руль; стаканы передней вилки; ободья колес; некоторые кронштейны. Из всего этого мне доводилось ломать только ободья колес. Рули я только гнул, но видел и как рули ломали.

Про ободья. Лента обода сварена контактным способом и потом закалена и искуственно состарена (я это доподленно не знаю, но есть все основания предполагать). Один раз сломал передний обод. Наехал очень сильно на острый край ямы и обод сломался по сварному шву, сломался почти с полным разделением. Я правда этого даже не заметил, увидел потом, когда мотоцикл мыл после гонки. Уже потом все обстоятельства вспоминал и вспомнил что слышал какой-то звонкий щелчок. На кроссовом мотоцикле резина очень жесткая, к тому же я ехал на старой, задубевшей как камень Питерской резине, так что даже сломанному пополам ободу деваться из резины некуда. Обод мне заварили (варил не сам, я тогда еще не был "сварщиком"). Варили два раза, так как трещал. В те времена запчасти стоили очень прилично дорого и сварка для меня была безальтернативным вариантом. Так на вареном и ездил до продажи мотоцикла. Обод в последствие по сварке не трещал.

Второй сломанный обод был задним. Трещина была на треть от ширины обода. Времена изменились и я смог себе позволить заказать новый, но пока он шел с пендосии, нужно на чем-то было ездить на тренировку. Пришлось варить этот. Варил опять не я. Варили его три, или четыре раза. Обод постоянно трещал по околошовной зоне. В конце концов удалось заляпать. В последствии (несколько тренировки откатал) образовалась небольшая трещина но я успел накататься до приезда нового обода. Обод оставил себе на добрую память, теперь всем показываю как обращаться с 7075Т6. Фото сделаю попозже.

Про риски. Я был готов ко всему (у меня пружина в задней подвеске на ходу ломалась и ничего).

Я это все к чему? Да сам не знаю.

  • Like 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Miners сказал:

Валерий, вот ты меня поставил в неловкое положение :)),два раза сходил покурил :),толи выбрать сторону друга и поддержать (доказать обратное вопреки материаловеденью,что мне не сложно сделать, умолчав нюансы и даже видео создать на подобе 6061) толи всё же придерживаться науки :) ,лавируя между тобой и наукой :)).

Игорь , ДРУГ :drinks: ,,,,, ну не хотел я тебя ставить в неловкое положение ну видит бог не хотел , тем паче вы с Виктором  Точмаш  правы на ответственных и сильно нагруженных  деталях не стоит варить не Д16 не В95. 

Вот я беспокойный и всю жизнь что то ищу и экспериментирую , но может это и к лучшему , как в песне "кто ищет - тот всегда найдет " может и приключений на свою Ж.. , да ладно и вот сегодня я сломал два цилиндрика В95Т кои вчера варил , зажал в тески покрепче и боялся что тески разлетятся , но нет они "старой закалки" СССР вроде 1961 год , взял трубу 09г2с с 3ММ стенкой  примерно один метр , надел на цилиндрик и рванул , страшный щелчок и цилиндрики разъединились по околошовной зоне , кстати варил 5356 вчера их , в общем как пружина и структура мелкозернистая . 

Конечно корешок я не совсем проварил но думаю это роли не играет и все равно оторвал бы . 

Видео будет но пока не до него но вот пару фоток покажу .

 PC270313.thumb.JPG.c32911d1bf07466497a9c2e7e644e4bb.JPG

PC270314.thumb.JPG.89712e0f080865669205933ac7797026.JPG

Ну и немного о том что написано в книгах , написано все верно но вот при сварке не трещать и не дают трещин эти сплавы , может только на длинных швах и это надобно проверить чем и займемся в свободное время ,,,, варятся хорошо но вот околошовная зона да "слабое звено" получается , как то так все .

  

Edited by selco
  • Like 4
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, selco сказал:

Вот я беспокойный и всю жизнь что то ищу и экспериментирую

Да уж, Валера, неуёмный ты! :good:

...все думаю в гости напроситься, ума-разума набраться, чайку попить...:blush:

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Schlosser сказал:

А вот велики же как-то варят из 7075?Причем насколько помню даже для даунхила,а это по круче моцика нагрузки.

Антон , да весьма схож с В95 , магния поменьше в два раза да и хром чуток присутствует и вот наш не свариваемый их ограничено свариваемый .

 https://en.wikipedia.org/wiki/7075_aluminium_alloy

 

Про вело рамы и тут все таки конструкция играет роль и вот от Сузуки раму варил там у передней части такой "бутерброд" собран и думаю все рассчитано одна косынка держит другую и т.д. и т.п. 

http://www.velochel.ru/articles/bike/frame_material_and_strength

Да и вот как сейчас помню на мотокроссовый Чезет в инструкции русским было написано несколько тренировок не помню сколько и две гонки , раму после этого следует заменить и производитель не дает дальнейших гарантий .

Вот так а там была стальная рама и навряд ли с хромомолибдена скорее нечто попроще , варилось все прекрасно и конечно кто же их у нас менял , латали усиления варили так и жили . вот думаю для велокросса тем паче рама алюминий тоже есть лимит гонок и после замена .

Вот у моей кольцевой шовчик был да и то не совсем качественным корнем , а если бы косыночка была или даже продольных шва 3 или четыре на круг , то не известно может и тиски бы оторвались , шучу конечно на тиски сил уже не хватит . 

В общем думаю и термообработка после сварки тоже многое даст у меня сутки провалялся "испытуемый" в холодном гараже .

 

Edited by selco
Link to comment
Share on other sites

  • Модератор
28 минут назад, selco сказал:

В общем думаю и термообработка после сварки тоже многое даст

А то-в техникуме у меня станок был кромкострогальный-студиозусы ломали три раза раму из Al-сплава под 30 град.-первый раз без термообработки рама отходила 5 условных часов, два последующих раза-после гомогенизационного отжига-более 30...

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, selco сказал:

Видео будет но пока не до него

Да чо не до него и монтировать и как точил и варил вы и сами это можете , и вот загрузил самый "интересный " момент без всякой редакции .

Вот тиски то дрогнули не хило и может что то поменять и будет лучше???? , а может и термо обработку вот как у Сергея  :).

19 минут назад, welderman сказал:

два последующих раза-после гомогенизационного отжига-более 30...

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • Модератор

Что-то Валера, как -то ну совсем мало, сломал играючи... ну это всё субъективно, конечно...цифирей -то нет 

У меня рама ломалась на одних и тех же толщинах, просто в разное время, что может говорить о несколько других  эксплуатационных параметрах  

Edited by welderman
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, welderman сказал:

конечно...цифирей -то нет  

Сергей , да померить нечем . 

Вот вмятинка такая приличная осталась от рывка , тиски сильно не зажимал, в общем пища есть к размышлению и думаю повторю эксперимент со временем изменив нечто в шве и продольные добавлю да и "постареть" ей дам поболее , у нас отливки свежие на заводе под забор складывали под дождь и солнце минимум на полгодика и всегда состарившихся был задел . 

P1350237.thumb.JPG.18faeb6ba12d924916f17acb7e6d4733.JPG

P1350238.thumb.JPG.848c6e100bc20a78c15f711491893769.JPG    

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • Модератор

Как бы старение то тут особо не поможет-у тебя хрупкое разрушение. тут бы пластичность увеличить...

пихнуть в печку на часов  до  40 под 450 +-

с остыванием вместе с печью..

Edited by welderman
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Schlosser сказал:

А вот велики же как-то варят из 7075?Причем насколько помню даже для даунхила,а это по круче моцика нагрузки.

https://www.kryptobike.ru/velo/alyuminievye-splavy-dlya-velosipednyx-ram-sovremennye-alyuminievye-splavy

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, hvr63 сказал:

Обод оставил себе на добрую память, теперь всем показываю как обращаться с 7075Т6. Фото сделаю попозже.

Сразу скажу я не знаю из какого сплава обод. Ни один производитель не сообщает сплав. Если про рули четко указывают сплавы (7075Т6; 7010Т6; 7010Т73; 2014Т6), то про обода пишут, что из специального сплава 7000 серии. По ощущения сплавы разные, одни как пластилин, другие кувалдой упаришься править.

Обод треснул по заводскому сварному шву (самое частое место разрушения). Отсюда можно сделать вывод, что надежно сварить такой сплав даже в заводских условиях, со всеми видами термообработки, та еще проблема.

Такой вид ремонтного шва, это последствия попыток заварить появляющиеся трещины в околошовной зоне. Результат сварки нулевой То, что я на нем ездил - это просто мне очень сильно надо было. Если браться варить на заказ кому-то, то этого кого-то можно с легкостью угробить. А настоятельно не советую браться за подобную мотоциклетную тематику.

271220221373.thumb.jpg.6c4380a4b3ca165c0aa77c0c21f5d778.jpg

271220221375.thumb.jpg.d57c9c51154b2d2aaef51af728f3743d.jpg

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, selco сказал:

Вот вмятинка такая приличная осталась от рывка , тиски сильно не зажимал, в общем пища есть к размышлению и думаю повторю эксперимент со временем изменив нечто в шве и продольные добавлю да и "постареть" ей дам поболее , у нас отливки свежие на заводе под забор складывали под дождь и солнце минимум на полгодика и всегда состарившихся был задел . 

 

Такое разрушение называется "рассыпалось само", или говоря по полунаучному - хрупкое разрушение.. Я вот кованый рычаг кик-стартера также варил, тоже после сварки "рассыпался". А сам рычаг я пытался слегка переподзагнуть кувалдой, я думал я тиски с верстака снесу, а загнул на пару градусов.

2074606098_-1.thumb.jpg.9405c22fadf7970336019de0dcb3aaa7.jpg

360734111_-2.thumb.jpg.b38a1814778644ecb542f235d1f9232c.jpg

701426648_-3.thumb.jpg.3ba81e94b30d78b08a03fbaaff963ef7.jpg

 

  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, hvr63 сказал:

Обод треснул по заводскому сварному шву (самое частое место разрушения). Отсюда можно сделать вывод, что надежно сварить такой сплав даже в заводских условиях, со всеми видами термообработки, та еще проблема.

Валер , они обычно там и трескаются , в другом месте может от сильной деформации .

  на ЧЗ были "пластилиновые" ободья и варились на ура и сварка держала . 

 Вот видюха и сваривает современный обод , что то долго он с ним возился , но трещин после сварки вроде нет. 

Спойлер

 

 

Link to comment
Share on other sites

22 минуты назад, selco сказал:

Вот видюха и сваривает современный обод , что то долго он с ним возился , но трещин после сварки вроде нет. 

Вот пиндосы крохоборы. Даже я, с нищенским спортивным бюджетом, новый обод купил, а варил его чтобы не простаивать по тренировкам.

Логики в их действиях никокой нет. Видеть, что трещит по заводскому сварному шву, который выполнен на отожженном материале, а только потом закален и надеется на результат, лучший чем заводской.

Edited by hvr63
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, selco сказал:

Игорь , ДРУГ :drinks: ,,,,, ну не хотел я тебя ставить в неловкое положение ну видит бог не хотел , тем паче вы с Виктором  Точмаш  правы на ответственных и сильно нагруженных  деталях не стоит варить не Д16 не В95. 

Вот я беспокойный и всю жизнь что то ищу и экспериментирую , но может это и к лучшему , как в песне "кто ищет - тот всегда найдет " может и приключений на свою Ж.. , да ладно и вот сегодня я сломал два цилиндрика В95Т кои вчера варил , зажал в тески покрепче и боялся что тески разлетятся , но нет они "старой закалки" СССР вроде 1961 год , взял трубу 09г2с с 3ММ стенкой  примерно один метр , надел на цилиндрик и рванул , страшный щелчок и цилиндрики разъединились по околошовной зоне , кстати варил 5356 вчера их , в общем как пружина и структура мелкозернистая . 

Конечно корешок я не совсем проварил но думаю это роли не играет и все равно оторвал бы . 

Видео будет но пока не до него но вот пару фоток покажу .

 PC270313.thumb.JPG.c32911d1bf07466497a9c2e7e644e4bb.JPG

PC270314.thumb.JPG.89712e0f080865669205933ac7797026.JPG

Ну и немного о том что написано в книгах , написано все верно но вот при сварке не трещать и не дают трещин эти сплавы , может только на длинных швах и это надобно проверить чем и займемся в свободное время ,,,, варятся хорошо но вот околошовная зона да "слабое звено" получается , как то так все .

  

К сожалению небыло время писать,но ты мне сделал день,я работал с улыбкой,вспоминая твой пост и твою упертость,собравшись ставить ещё эксперименты с длинными швами)).

Хотел много написать, но да ладно, кстати очень наглядный и полезный получился эксперимент. За корень конечно стоило поругать, но это действительно не меняет сути дела. Я даже сделал скрин твоих фото,чтоб показать наглядный пример спрашивающим.

Спасибо,ещё раз улыбнул ))

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, welderman сказал:

Как бы старение то тут особо не поможет-у тебя хрупкое разрушение. тут бы пластичность увеличить...

пихнуть в печку на часов  до  40 под 450 +-

с остыванием вместе с печью..

Не смотрите мои видео или не внимательно, я в них говорил,что присадка 5356 не является термически упрочняемой и температурный режим её 65⁰С

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, hvr63 сказал:

В статье пишут про сплавы 6ХХХ и 7ХХХ серии и называют Дюралью,на сколько я знаю Дюралью считаются сплавы 2ХХХ серии и о великолепной свариваемости в той статье явно погорячились.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Miners сказал:

В статье пишут про сплавы 6ХХХ и 7ХХХ серии и называют Дюралью,на сколько я знаю Дюралью считаются сплавы 2ХХХ серии и о великолепной свариваемости в той статье явно погорячились.

Это велосипедная статья (из чего рамы). Если мы здесь начнем рассказывать за велосипеды, то наверняка велосипедисты начнут смеяться.

Edited by hvr63
Link to comment
Share on other sites

Чем дальше читаю, тем больше складывается впечатление, что сварка алюминия -это чисто декор! (Мнение мое- как человека хотевшего освоить сварку алюминия) ))

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, hvr63 сказал:

Так себе статья,ничего по сути не раскрывает.Я кстати от себя могу добавить,что по моим наблюдениям велики  намного лучше именно сваренны,причем даже бюджетные,и все ТИГом по отношению даже к дорогим моциклам.И причем от совдеповских до япономото.И моцики в основном ПА варят,причем довольно гнусно.Кроме того на мой взгляд в велах шире применяется гидроформинг рам.Че так-хз.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...