Перейти к содержанию

Разнородные соединения (ст.20 + 12Х18Н10Т). Вопрос МКК.


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте!

 

Необходимо выполнить разнородное соединение фланца (12Х18Н10Т) с патрубком (ст.20). Рабочая среда - углеводороды 350-380 градусов Цельсия.

Если бы я варил 12Х18Н10Т + 12Х18Н10Т, тогда использовал бы РАДС с последующим стабилизирующим отжигом сварного шва для предотвращения МКК при температуре свыше 350 С.

Как быть с разнородным соединением, требуется ли послесварочная термообработка? Существует нормативка на такие швы? Или разнородные соединения нельзя варить при наличии склонности к МКК аустенитной стали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@AlexFaba, углеводороды МКК не вызывают. МКК вызывают кислоты, особенно ионы хлора.  Поскольку они растворяют карбид хрома, выделяющийся на границах зёрен при кристаллизации.   Если  в конструкции используется ст 20, говорить о стойкости к МКК бессмысленно,  у неё стойкости к общей коррозии нет.  И если ст 20 может длительное время работать в этой среде, то уж со швом точно ничего дурного не случится. Если совсем по феншую, электроды ЭА 395 предназначены и для сварки разнородных сталей.  И какой смысл к чёрной трубе фланец из нержи варить?  Я бы понял, если наоборот, чёрный фланец к нерже приварить так, чтобы он с рабочей средой не контактировал. Если уж совсем по бедности.  А наоборот - не понимаю  :pardon: .

  • Upvote 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@AlexFaba, https://files.stroyinf.ru/Data1/59/59752/

https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293847/4293847328.htm

Изменено пользователем ЛехаКолыма
  • Upvote 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

AlexFaba, углеводороды МКК не вызывают. МКК вызывают кислоты, особенно ионы хлора.  Поскольку они растворяют карбид хрома, выделяющийся на границах зёрен при кристаллизации.   Если  в конструкции используется ст 20, говорить о стойкости к МКК бессмысленно,  у неё стойкости к общей коррозии нет.  И если ст 20 может длительное время работать в этой среде, то уж со швом точно ничего дурного не случится.

 

Может я не прав, но меня учили, что МКК в первую очередь зависит не от коррозионности среды, а от температуры эксплуатации. И даже в тех средах где ст.20 будет стойкой, аустенитная сталь может подвергаться МКК. Поправьте если я не прав.

 

 

 

И какой смысл к чёрной трубе фланец из нержи варить?
  

Я конечно немного утрировал техзадание, но задача такая стоит.

 

 

 

С данным СТО знаком. Там , к сожалению, вопрос МКК разнородных соединений ст.20+нерж. не поднимается. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может я не прав, но меня учили, что МКК в первую очередь зависит не от коррозионности среды, а от температуры эксплуатации. И даже в тех средах где ст.20 будет стойкой, аустенитная сталь может подвергаться МКК. Поправьте если я не прав.

К ст 20 понятие межкристаллической  коррозии вообще не применяется, поскольку  у неё нет стойкости против общей коррозии.  Причина любой коррозии - это химическая реакция материала со средой, в которой он находится. Скорость коррозии , естественно, зависит от температуры, но температура первопричиной не является.  А для коррозионностойких сталей  МКК может протекать гораздо быстрее общей коррозии. Вроде визуально металл слегка повреждён, ну 0,5 мм съедено, а при попытке его согнуть видно, что трещины идут миллиметра на 1,5 - 2 в глубину. Ёжик получается, как желтое манго перед едой :pleasantry: .  Поэтому и говорят отдельно о стойкости против общей коррозии и против МКК.  А ст 20 за день растворится там, где 08Х18Н10Т будет годами работать. Честно говоря, даже представить себе не могу, где ст 20 будет более стойкой, чем аустенитка.  Что в злобной химии, что в науглероживающей среде, это бред какой то.

@ЛехаКолыма, что скажете?  Может я чего то недопонимаю :pardon: ?

Изменено пользователем SergDemin
  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@AlexFaba, Доброго дня,насколько мне известно такие соединения не подвергают термообработке после сварки ввиду разных коэффициентов теплового расширения,только ограничиваю температуру работы.

Изменено пользователем ЛехаКолыма
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

Всем добрый день.
я 15 лет с металлом, но как-то не было необходимости разбираться в вопросе глубоко. А вот теперь надо разобраться.
Большая часть ынтернетов говорит "используйте переходные электроды потому что гладиолус". А вот что будет если электроды не использовать - не говорит. 
Для упрощения давайте разделим нашу сварку на "тяжелую" промышленность и "легкую". Под тяжелой мы будем понимать высокие механические нагрузки, большие толщины, агрессивные среды, высокие или низкие температуры. там каждый кейс нужно рассматривать конкретно, всесторонне, с измерениями и тд.
Здесь говорим о "легких" вариантах. стойки под оборудование, кронштейны, монтажные уши. Толщины 2-6мм, нагрузки 100-200 кг на "ухо" и т.п.
Под нержавейкой подразумеваем AISI 304 (аналог 8-12X18H10) под черной - Ст3 либо 09Г2С.
Ну и рассматривать будем в ключе объемы/цена, срочность/доступность, долговечность/ремонтопригодность.
Я вижу 3 основные проблемы. 
1 проблемы с прочностью шва. 
Напряжения в околошовной зоне у нержавейки гораздо выше и она "разрывает" шов, либо отрывает его от черняги. Внезапно, у переходных электродов (я смотрел ESAB) заявленная прочность выше чем у нерж, при этом они стоят вдвое меньше. У прутка для TIG примерно те же характеристики.
2 коррозионная стойкость соединения.
В моем понимани нержавейка+ржавейка=ржавейка, и на этом все. шов и околошовная зона должны быть окрашены. 
3 гальваническая коррозия. 
Вот тут самое интересное. Главная причина приварки нержи - если будем что-то прикручивать к окрашенной черняге, обязательно краску нарушим. Прикладываем нержу к черняге, получаем гальванопару. На воздухе - туда сюда, а в воде, особенно соленой… А вот если нержа к рже приварены и нержа в воду торчит? 
Разберем 3 кейса (если картинка не подгрузилась, опишу словами).
А) Черные конструкции под водой. К черн опоре приварено нерж крепление для оборудования. Опора, место сварки и часть крепления окрашены. Опора и крепление погружены под воду.
Б) Нерж емкость на черных опорах. Всё) Ну, давайте ещё нержавейка с обратной стороны либо с поддувом была, либо залезли в емкость и побежалость почистили.
В) Черный кронштейн через опорно-жертвенную пластину на нерж емкости. Ну или любое опирание черняги под которой потом не покрасить будет. привариваем пластину к черняге, красим,оставляя края на нерже, короткими швами привариваем к основной конструкции.

Раньше я много варил аргоном TIG. Сейчас мы варим лазером.

Пока что я вижу так. Если нужна высокая прочность и большие объемы - использовать переходные сварочные материалы. Также их использовать для наплавки. В том числе из-за чуть меньшей стоимости.

Для разовой приварки того-же уха проще сделать пару дополнительных проходов и все покрасить. 

Приваривать стойки (труба работает на сжатие по продольной оси) достаточно использовать основную проволоку по нерже (AISI 308).
 
Итак коллеги, буду благодарен за конструктивную критику и бесценный опыт. 
Будьте эффективны, Берегите свое и чужое время.
 

2024-08-12_05-53-41.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Много слов. А вопрос то в чем? у вас трактат на докторскую. 

Вы пишите про кроилово и хотите оправдания услышать для данного использования? Берете нерж, погружаете в воду, а над водной гладью у вас чернь. А смысл? Чернь будет гнить. Если (тут на форуме уже не раз об этом говорили),  нерж чиркнуть щеткой с металлической щетиной ( а не нержавеющей), то в местах царапок будет образовываться ржавчина. 

А почему ваши изделия должны быть сварены, а не болтовое\винтовое соединение использовано? Поэтому из вашего трактата сложно сделать какие либо выводы, нужна более подробная информация, почему вы вообще планируете использовать такое соединение. И ЛАЗЕР, не лучшее средство для сварки да же той же нержавейки. И ... вот тут может быть больше отрицательных моментов чем сварка электродами или ТИГ.  Или мучительный вопрос, нерж + чернь. 

 

P.S. выиграли тендер, было заложено везде нержавейка, а чтобы сделать минимальную стоимость и уложиться в тендер, применяются новаторские решения... 

Сугубо ИМХО. 

Изменено пользователем copich
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я вижу немного другую проблему. Типа: "А давайте, я докажу вам, что вы идиоты и транжиры".

3 часа назад, argonmaster сказал:

1 проблемы с прочностью шва. 
Напряжения в околошовной зоне у нержавейки гораздо выше и она "разрывает" шов, либо отрывает его от черняги. Внезапно, у переходных электродов (я смотрел ESAB) заявленная прочность выше чем у нерж, при этом они стоят вдвое меньше. У прутка для TIG примерно те же характеристики.

Прочность тут не главное. Прочность обычно играет вместе с пластичностью. У аустенита пластичность выше. Но тут другое. Если вам надо присрать что-то, чтобы пару дней повисело и не упало- то можно хот как варить. А чтобы выдерживало проектные нагрузки- шов должен быть пластичным. Когда на чёрную сталь наплавляется нержавейка, по зоне сплавления идёт перемешивание, и углерод из чёрной стали переходит в нержавеку, выпадают хрупкие карбиды хрома. За одно и границы зёрен аустенита обедняются хромо- возникает межкристаллитная коррозия. Понимаете, не в разности прочности дело! В ХРУПКОСТИ! 

3 часа назад, argonmaster сказал:

2 коррозионная стойкость соединения.
В моем понимани нержавейка+ржавейка=ржавейка, и на этом все. шов и околошовная зона должны быть окрашены. 

Тогда в чём проблема- пусть всё будет окрашено и все!

3 часа назад, argonmaster сказал:

3 гальваническая коррозия. 
Вот тут самое интересное. Главная причина приварки нержи - если будем что-то прикручивать к окрашенной черняге, обязательно краску нарушим. Прикладываем нержу к черняге, получаем гальванопару. На воздухе - туда сюда, а в воде, особенно соленой… А вот если нержа к рже приварены и нержа в воду торчит? 

Это зона ответственности проектировщика. Если, конечно, это не мосток в пруду. И решать должен проектировщик. И если это обломится- отвечать будет он! Или тот, кто придумал кроилово! А ещё у проектировщика перед реализацией есть такая штука, как экспертиза. Догадайтесь, чего накидают проектировщику в панамку, если он отойдет от требований НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ? Вы сейчас спорите с институтами, которые долго и плодотворно думали в эту тему. Откройте и почитайте, что можно, что нет.

3 часа назад, argonmaster сказал:

Будьте эффективны, Берегите свое и чужое время.

Вот, под этим девизом эвфиктивных манайгеров, чаще всего означающим "соглашайтеся на мои идеи и побежали пилить бабки", советую вам сначала почитать нормативку, потом выложить сюда свои идеи с номерами пунктов и стандартов. А потом поговорим. А то нет времени искать это все.

  • Like 2
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Струня сказал:

я докажу вам, что вы идиоты и транжиры

не-е-е, люди лазер купили :) ММА за 10 000р против лазера за 3 000 000 р. Где тут экономия? 

23 минуты назад, Струня сказал:

Тогда в чём проблема- пусть всё будет окрашено и все!

ага... окрашено :) ТЕСЛА свой кибертрак решили не красить :) далеко не просто так. Нерж красить и алюминий, процедура из увлекательных. 

Да и применение 304 нержи, то же может быть под большим вопросом, т.к. вот она пищевая и теперь ее куда угодно можно запихнуть, ошибочный вывод. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, copich сказал:

не-е-е, люди лазер купили :) ММА за 10 000р против лазера за 3 000 000 р. Где тут экономия? 

Ну он же доказывает, что мы транжиры, что используем дорогие сварочные материалы... Тут скорее "Давайте под наукообразным соусом пилить бабки". И вообще, какая проблема- правильным материалом варить можно и лазером. Вопрос в том, нормативка такой способ пропускате или нет?

5 минут назад, copich сказал:

Нерж красить и алюминий, процедура из увлекательных. 

Наоборот. Сделать всё чёрным, и не подкидывать немцам идеи для их фильмов...

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Струня сказал:

Вы сейчас спорите с институтами, которые долго и плодотворно думали в эту тему. Откройте и почитайте, что можно, что нет.

Буду благодарен за названия/номера/ссыылки. 

Я не спорю, мне нужно к существующим "черным" конструкциям закрепить свое нержавеющее оборудование. 

любая краска при затягивании болтов будет нарушена. 

1 час назад, Струня сказал:

И вообще, какая проблема- правильным материалом варить можно и лазером. Вопрос в том, нормативка такой способ пропускате или нет?

Проблема в доставке материалов в районы крайнего севера. 

 

2 часа назад, Струня сказал:

Понимаете, не в разности прочности дело! В ХРУПКОСТИ! 

Шов становится стеклом и со временем отывливается или теряет сколько-то проценов и при увеличении шва можно компенсировать потери/ухудшения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, argonmaster сказал:

любая краска при затягивании болтов будет нарушена

Прокладки из паронита подложите. Предварительно их можно краской смазать, или каким-нибудь консервирующим составом. И то и другое не проблема доставить в районы крайнего севера вместе с вашими изделиями. Как и нужные сварочные материалы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, argonmaster сказал:

Буду благодарен за названия/номера/ссыылки. 

Написал целую простыню, и всё сбросилось. Забйте поиск по фразе "47.020 Судостроение и морские сооружения в целом" и в первом же ответе у меня выпал список ГОСТов. 

  • Like 1
  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, argonmaster сказал:

Буду благодарен за названия/номера/ссыылки. 

СП 32- 103-97 Проектирование морских берегозащитных сооружений

ГОСТ Р 59266-2020 (ИСО 19901-9 2019) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Управление конструктивной целостностью

ОК 001-2021 (ИСО МКС) Общероссийский классификатор стандартов (с Изменением N 1). 47 СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

СП 58.13330.2019 Гидротехнические сооружения. Основные положения СНиП 33-01-2003 (с Изменениями N 1, 2) Приложение В. Морские нефтегазопромысловые

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6 2009) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

ГОСТ Р 58036-2017 (ИСО 19901-5:2016) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения

нефтегазопромысловые морские. Контроль нагрузки масс при проектировании и строительстве

СП 277.1325800.2016 Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования

ГОСТ Р 54483-2021 (ИСО 19900.2013) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Общие требования

ГОСТ Р 58218-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Обслуживание объектов

ГОСТ Р 70831-2023 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские стационарные. Правила проектирования и строительства

ГОСТ Р 57148-2016 (ИСО 19901-1:2015) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование и

СНиП 3.07.02-87 Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения

ГОСТ 34667.9-2021 (ISO 12944-9:2018) Материалы лакокрасочные. Защита стальных конструкций от

коррозии при помощи лакокрасочных систем. Часть 9. Защитные лакокрасочные системы для морских и аналогичных сооружений и лабораторные методы их испытаний (с Поправками)

ГОСТ Р 55311-2012 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения

ГОСТ Р 58284-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Морские промысловые объекты и трубопроводы. Общие требования к защите от коррозии

РД 31.31.55-93 Инструкция по проектированию морских причальных и берегоукрепительных сооружений

СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства (с Изменением N 1)

СП 389.1326000.2018 Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта

ГОСТ Р 56000-2024 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения

Где-то там есть информация. Смотри, читай.

1 час назад, argonmaster сказал:

Я не спорю, мне нужно к существующим "черным" конструкциям закрепить свое нержавеющее оборудование. 

Я бы всё таки рекомендовал бандажи (хомуты) с пластинами прикрутить к колоннам/стойкам, и уже к пластинам привариваться.

1 час назад, argonmaster сказал:

Проблема в доставке материалов в районы крайнего севера. 

Строительство и эксплуатация сооружений в районах крайнего севера- само по себе вызов. Повторюсь. Нужен проект. Если нет проекта- лучше симулировать перелом ног. Иначе можно попасть, и если, не дай бог будет травма или смерть потерпевшего, то и на уголовное преследование. Проблемы с доставкой не отменяют физики. Если оборудование изготовили промышленным способом, то должен быть проект. И на установку тоже. 

1 час назад, argonmaster сказал:

Шов становится стеклом и со временем отывливается или теряет сколько-то проценов и при увеличении шва можно компенсировать потери/ухудшения

Там работает по-другому. Чем больше шов- тем больше внутренние напряжения. 

Попробуй к ёмкостям приболтить чёрные пластины насквозь (с паронитовыми прокладками) и потом варить чёрную сталь. И учти, надо брать ту, что испытывалсчь на ударную вязкость на -60.

  • Like 1
  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Струня сказал:

Где-то там есть информация. Смотри, читай.

Отлично. буду разбираться потихоньку.

Я пришел в фирму когда договоры уже подписаны, а аванс получен. 

По повону наличия отсутствия проекта, там целая санта барбара. Ессно сначала была любоффь, а потом все поругались и фирма которая должна была делать проект и наладку ушла. На объекте даже главного инженера толкового нет...
То по чему ходят люди стоит на "земле" достаточно жестко приклепано (сам по верхам скакал), а вот как это через пару лет поедет всем плевать. 

Ещё раз спасибо

1 час назад, Струня сказал:

Нужен проект. Если нет проекта- лучше симулировать перелом ног.

Я в цеху баннер повешу)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За что я люблю наши ГоСтЫ, так это за абстракцию критериев всеобщего утопизма

Цитата

5 Взаимосвязь между ускоренными испытаниями и естественным воздействием окружающей среды Выбор лакокрасочной системы в каждом конкретном случае должен быть основан на ее практическом использовании в подобных условиях. Долговечность лакокрасочной системы зависит от множества факторов, таких как окружающая среда, форма конструкции, подготовка поверхности, способы нанесения лакокрасочного материала и условия его высыхания/отверждения.

Спасибо капитан. Это люди деньги получают.... копипастеры 

 

Тем временем в параллельной вселенной

Цитата


В помещенном в воду сварочном шве между нержавейкой и чернухой протекает самый опасный вид коррозии - щелевая коррозия, против которой увеличение толщины помогает очень слабо (коррозионная щель растет быстро и может развиваться на любую глубину). Площадь контакта не играет совсем никакой роли, так как коррозия будет расти прямо пропорционально к этой площади.

 

 

Изменено пользователем argonmaster
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Мастер
3 часа назад, argonmaster сказал:

За что я люблю наши ГоСтЫ, так это за абстракцию критериев всеобщего утопизма

Давайте без закидонов-осточертело уже. Это  предупреждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...