Прежде чем что-то начинать делать,надо выяснить,что пред вами сталь или чугун.
3 Техническиетребования
3.1 Валы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской
документации (КД). утвержденной в установленном порядке.
3.2 Валы изготовляют из стали марки 45 по ГОСТ 1050. сталей марок 50Г, 40Х. 40ХН, 40ХНМА по
ГОСТ4543. стали марки 50ХФАпоГОСТ 14959. а также из сталей других марок, по физико-механическим
свойствам не уступающих перечисленным.
3.3 Разброс показателей твердости поковок валов после предварительной механической обра
ботки для одной и той же модели двигателя не должен превышать 40 НВ.
3.4 Для коленчатых валов, упрочненных закалкой токами высокой частоты (ТВЧ). твердость
коренных и шатунных шеек должна быть в пределах 53—63 HRC.
Для коленчатых валов, упрочненных азотированием на глубину 0.25—0.40 мм. твердость повер
хности должна быть не менее 500 HV 5/10.
3.5 Требования к качеству микроструктуры закаленного или азотированного слоев должны соот
ветствовать КД предприятия-изготовителя.
3.6 Валы изготавливают из чугуна марок ВЧ-50, ВЧ-60. ВЧ-70 по ГОСТ 7293 и марок КЧ 60*3, КЧ
70-2 по ГОСТ 1215.
3.7 До прохождения механической обработки валы подвергают соответствующей термической
обработке для получения твердости 207-255 НВ.
По требованию заказчика литые заготовки валов подвергают легированию или изотермической
закалке для достижения твердости до 302 НВ.
2
ГОСТ Р 53444—2009
3.8 Микроструктура металла валов должка иметь металлическую основу в виде перлита или тро-
осто-феррита. Графит в чугуне марок ВЧ-50. ВЧ-60 и ВЧ-70 должен быть шаровидной формы, а в чугуне
марок КЧ 60*3 и КЧ 70*2 — хлопьевидной и компактной форм.
Допускаются:
* отдельные включения графита неправильной формы, а также мелкие и средние включения гра
фита лсеедолластинчатой формы:
• до 10 % феррита и отдельные редко расположенные карбиды.
3.9 Наружные и внутренние поверхности литого коленчатого вала должны быть тщательно очище*
ны от песка и окалины. Наличие окалины на необрабатываемых поверхностях не допускается.
3.10 Остатки литников, заливы по знакам стержней и линий разъема должны быть обрублены и
зачищены. Заливы и заусенцы на базовых поверхностях не допускаются.
3.11 Допускается смещение по линии разъема формы (перекос) не более 1.0 мм.
3.12 Допускается кривизна щек на валах не более 0.5 мм.
3.13 Правку отливки вала производят в нагретом состоянии до механической обработки.
3.14 В местах сопряжения наружной поверхности шеек и смазочных каналов острые кромки дол*
жны быть притуплены. Поверхность фаски или закругления должна быть гладкой, без задиров и рисок.
3.15 На необработанных поверхностях валов не должно быть окалин, закатов, плен, расслоений,
волосовин и трещин, видимых невооруженным глазом.
3.1в На поверхностях галтелей и шеек вала не допускаются прижоги. трещины и неметаллические
включения.
3.17 Устранение дефектов вала эачеканкой и заваркой не допускается, за исключением заварки
площадок под противовесы и незаполненных участков в поковке или отливке (на вершинах противове
сов и фланцах).
3.18 Толщина закаленного слоя шеек валов, закаленных ТВЧ, после шлифования под последний
ремонтный размер должна быть не менее 1.0 мм.
3.19 Шероховатость поверхностей коренных и шатунных шеек должна быть Ra £ 0.32 мкм по ГОСТ
2789, шероховатость поверхностей галтелей должна соответствовать КД.
3.20 Допуски крутости (овальности) и профиля продольного сечения (конусо*. седло* и бочкооб-
разностъ) шеек вала не должны превышать 0,005 мм.
3.21 Суммарное отклонение от параллельности осей шатунных шеек и от профиля продольного
сечения не должно превышать 0.03 мм на 100 мм длины.
3.22 Биение средних коренных шеек при установке вала на крайние коренные шейки должно соот
ветствовать КД.
3.23 Торец фланца коленчатого вала, прилегающий к маховику, должен быть плоским или вогну
тым. Предельное отклонение от плоскостности составляет 0.1 мм. Выпуклость торца не допускается.
3.24 Угловое смещение оси шпоночной канавки, фиксирующей шпонку шестерни (звездочки) при
вода механизма газораспределения или привода к топливному насосу высокого давления, не должно
превышать ЗО'от номинального положения.
3.25 Коленчатый вал должен быть динамически сбалансирован. Способ балансировки и допусти
мый дисбаланс должны соответствовать КД.
3.28 Ресурс коленчатых валов, поставляемых на комплектацию, должен быть не менее ресурса
двигателя до капитального ремонта.