Перейти к содержанию

Инвертировать сигнал с датчика температуры


gonta

Рекомендуемые сообщения

Добрый день всем!

Есть проблемка.Вышел из строя датчик температуры.Датчик очень редкий и дорогой.

Снабженцы найти не могут.Машина второй месяц стоит.

Особенность его в том что в отличие от привычных датчиков имеет положительную характеристику: с увеличением температуры увеличивается сопротивление.

Есть в наличии любые обычные датчики типа ТМ106.

Может кто подскажет как инвертировать сигнал?

Бортовая сеть 24В.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Чисто теоретически

Городить что-то на операционном усилителе? Но это надо с электроникой дружить, а у меня познаний на уровне выпаять 80 ваттным лудилом :)

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Lohus, не, мысли такие - две катушки индуктивности, подвижный стержень с пружиной. В контуре одной катушки - датчик, изменение сопротивления приведет к смещению стержня и изменению индуктивности во второй катушке...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@gonta, любой усилительный каскад на одном транзисторе будет инвертировать сигнал.  Надо просто его посчитать -- вогнать в режим. Давай @SergDemin позовём сюда, по идее он сможет накидать схемку. Она будет настолько примитивна, что любой киповец сможет её спаять, и замотать в изоленту. По габаритам это устройство будет как скрутка сетевого провода.

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Глобул, там всё не так просто.  Если датчик - резистор с положительным ТКС, то какой он сигнал выдаёт? Никакой. Он просто изменяет сопротивление. А как сопротивление можно инвертировать?  В принципе, что нибудь , наверное, придумать можно.  Только надо знать параметры датчиков и  каким образом схема с него данные о температуре считывает.  То ли ток задаёт и напряжение измеряет, то ли напряжение измеряет при заданном токе.

Насчет схему накидать, ты меня переоцениваешь. :pardon: .  Я последний раз электроникой мало мальски серьёзно занимался в 30, а сейчас мне 60 .  :sorry: . В лучшем случае вспомню , что 30 лет назад было. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если датчик - резистор с положительным ТКС, то какой он сигнал выдаёт? Никакой. Он просто изменяет сопротивление. А как сопротивление можно инвертировать?  В принципе, что нибудь , наверное, придумать можно.  Только надо знать параметры датчиков и  каким образом схема с него данные о температуре считывает.  То ли ток задаёт и напряжение измеряет, то ли напряжение измеряет при заданном токе.

Сам по себе - да, ничего не выдает. Но он ведь куда-то подключен. Как вы и говорите, там на другом конце провода должен быть прибор (термометр), или блок управления. Так-что в любом случае через датчик идет какой-то ток, и его выходе изменяется напряжение в зависимости от температуры. Каскад должен сымитировать это изменение напряжения (для этого надо пустить ток через датчик, образовав делитель с помощью дополнительного резистора), но калибровка - это отдельный гемморой (при том локальный). Работает онскорее всего по напряжению, как и большинство автомобильных датчиков (если он подключен к блоку управления).

 

Просто мысли в слух, как посчитать (даже имея ВАХ и родного датчика, и замены) я на вскидку не скажу. Хотя может меня глючит, и я не прав... давно не трогал аналоговую электронику.

Изменено пользователем Oswer
  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Каскад должен сымитировать это изменение напряжения

Вот именно! Надо преобразовать  изменение  сопротивления терморезистора с отрицательным ТКС  в сигнал для измерительной цепи , адекватный  резистору с положительным ТКС.  Причём ТКС у них существенно отличается.  Отрицательный ТКС на порядок, а то и два больше, да ещё и нелинейный будет. С отрицательным ТКС - это полупроводник, а  с положительным - металл.  И сделать это аналогово - великий геморрой.   Это надо в цифре делать. 

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрицательный ТКС на порядок, а то и два больше, да ещё и нелинейный будет. С отрицательным ТКС - это полупроводник, а с положительным - металл.

Да, а ведь это сильно осложняет ситуацию. Я это упустил из виду.

 

И сделать это аналогово - великий геморрой. Это надо в цифре делать.

Вот в том то и дело, что аналогово это один гемморой (там имитировать характеристику вспотеешь, если вообще выйдет), а в цифре - это другой гемморой (тут уже надо обладать навыками программирования, а не только схемотехники). Хотя, возможно это верный путь. Можно попробовать найти кого-нибудь из студентов, которые дружат с микроконтроллерами, подросткам может быть интересно, и не сильно сложно (хотя чужой труд может выглядеть легче, чем на самом деле). У микроконтроллеров, даже у дешевых, сейчас есть АЦП на борту, а питание можно получить простым и дешевым линейным стабилизатором.

 

Но тут какое дело, чтобы снять зависимость сопротивления от температуры, нужен живой датчик, а где его взять? Даже если есть другая машина (рабочая), дадут ли ее разобрать, чтобы снять датчик и провести замеры? Ну и микроконтроллер - это все-же немного более габаритно (даже если не делать печатную плату для него), хотя это мелочи.

 

P.S. Интересно, коробка передач чьего производства?

Изменено пользователем Oswer
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Но тут какое дело, чтобы снять зависимость сопротивления от температуры, нужен живой датчик, а где его взять?

И что там за датчик - просто резистор или к нему уже какая то электроника пристёгнута?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коробас белорусский, а вот датчики на этой машине все импортные.Возможно это связано с применением электронной панели приборов.Машина с таким гемороем всего одна.

Вообщем при подключении переменного резистора и изменении его сопротивления от 1 кОм до 1,5 кОм температура изменяется от -4 до 120 гр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вообщем при подключении переменного резистора и изменении его сопротивления от 1 кОм до 1,5 кОм температура изменяется от -4 до 120 гр.
 Ммдаа... кажись это не тот форум.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообщем при подключении переменного резистора и изменении его сопротивления от 1 кОм до 1,5 кОм температура изменяется от -4 до 120 гр.

Это уже что то . Примерно 0,4 %/С.  Надо у КИПовцев что нибудь похожее поискать.    https://owen.ru/product/ptc_datchiki вот, что то подобное есть. 

https://www.google.com/search?rlz=1C1CHBD_ruRU843RU843&sxsrf=ALeKk01u0R2cjJHXWj3FbFeKxEj4hnwuDQ%3A1589469202966&ei=EmC9XvafOoqDk74PgrKBoAs&q=%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D1%81+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%BA%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC&oq=%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B+%D1%81+&gs_lcp=CgZwc3ktYWIQARgCMgQIABANMgQIABANMgYIABAWEB46BAgAEEc6BAgjECc6AggAOggIABAWEAoQHjoHCCMQ6gIQJzoECAAQQzoHCAAQFBCHAjoFCAAQgwE6BAgAEApQvg5Y6UpggWdoAXABeAOAAckBiAHHGpIBBjQuMjQuMZgBAKABAaoBB2d3cy13aXqwAQo&sclient=psy-ab

Обычно номинальное сопротивление указывают при 20 С.  Замеряйте  требуемое сопротивление  при 20 С  и при 30, чтобы ТКС около этой точки посчитать.  По этим данным можно попробовать что нибудь подобрать.

Изменено пользователем SergDemin
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@SergDemin,

Я так понял что характеристика датчика линейная.Да и если будет врать-можно последовательно включить постоянный резистор и сдвинуть куда надо.

К примеру например нашелся бы такой датчик с сопротивлением от 0 до 500 ом- былобывообще замечательно.

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или к примеру позистор типа СТ6-1Б.Точность то особая не нужна-не космический корабль.

Просто нужно контролировать температуру масла хотяб неточно дабы не допустить перегрева коробки.Да и приборка ругается если без датчика работает машина.Нервирует страшно)))

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

К примеру например нашелся бы такой датчик с сопротивлением от 0 до 500 ом- было бы вообще замечательно.
 

Нет, нужен позистор с номинальным сопротивлением примерно 1,2 килоома и ткс примерно 0,5%/С. Точнее можно посчитать, когда замеры сделаете. 

 

 

Или к примеру позистор типа СТ6-1Б

Он вообще не подходит. Это позистор для защиты.  А нужен измерительный.  Это совсем разные вещи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

колхоз конечно но можно установить не штатный термометр с реле, который запрограммировать на нужную температуру, вместо датчика поставить имитатор с нужным сопротивлением, если заданная температуры превышена, реле сработав пусть разрывает цепь имитатора, будет индикация перегрева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Это надо в цифре делать.

 

 

тут уже надо обладать навыками программирования

 

 

подросткам может быть интересно, и не сильно сложно

Студентам вполне по силам, программирования там будет минимум, из готовых кусков всё слепить и мелочи подправить.

По идее надо скрестить ужа с ежом:

Первая часть считывает значения:

https://www.youtube.com/watch?v=ypH3W8r41Cw

Вторая часть задаёт значения на цифровом резисторе:

https://www.youtube.com/watch?v=MXX2uxrkMsw

 

На первый взгляд не так всё сложно... и детальки не заоблачных денег стоят... но подбирать требуемые параметры резисторов может оказаться сложнее всего остального.

 

@gonta, а "даташит" на оригинальный датчик  есть в природе? И что вместо него подешевле будет вкручиваться есть на примете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Используя штатную линию установили в кабине обычный прибор и поставили обычный датчик.

А пока машина ездит-надо подумать.

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ненадо -- так и будет ездить -- временно...

Простой машины еще хуже.В принципе я врезал прибор в торпеду аккуратно-как будто там и был.Так что если останется так-ничего криминального.

  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Используя штатную линию установили в кабине обычный прибор и поставили обычный датчик.

Вот я почему-то как узнал,что речь идет о датчике для панели приборов, подумал что дойдет до связки из доступного датчика и совместимого с ним прибора (но озвучивать не стал, думал меня тапками закидают :)). На моей первой работе, в автобусном парке, мы также делали - вместо датчика температуры двигателя (или давления масла) от VDO ставили на Мерседесы отечественные датчики, через штуцер-переходник, а на панель ставили прибор от камазов старого образца (где приборы круглые по отдельности стояли). И ездило годами, причем на десятках машин (правда наши датчики давления масла дохнут часто). На мой взгляд, решение вполне жизнеспособное.

 

Простой машины еще хуже.

Мне почему-то кажется, что @Глобул не отговаривает от такого решения, а предрекает ему долгую жизнь.

 

А я вообще сперва подумал, что датчик завязан на блок управления ГМП, у меня ГМП ассоциируется с ZF или Voith (но это из-за автобусов).

Изменено пользователем Oswer
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...