Перейти к содержанию

Пару вопросов у профи про сварку 25Л?


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте уважаемые форумчане, подскажите пару моментов, касательно сварки (ремонта):

Дано: трещины по корпусу (фланец цилиндра турбины), сталь 25Л, толщина стенки 50-60 мм.

Планируем варить полуавтоматом ER 70S-6  в СО2 (чуть лучше вариант M 21: 80%Ar+20%CO2) или на крайняк, где подлезть не получится УОНИИ-13/45, 13/55, соответственно предварительный подогрев 100-150.

Нормы термообработки после сварки для "отливок корпусных деталей паровых стационарных турбин. Нормализация при 880-930° С + отпуск при 620-650° С, охлаждение на воздухе."

Собственно вопрос, сколько по времени должна проходить нормализация и отпуск, температура есть,а времени выдержки нет, или в какой литературе есть информация.

И желательно последовательность наложения слоев.

Может кто сталкивался, подскажите?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Мастер
3 часа назад, cae13 сказал:

, температура есть,а времени выдержки нет, или в какой литературе есть информация.

Н. t 880-900С На 25мм толщины один час выдержки. От. 525 - 680С

  • Like 2
  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день!

Есть такой древний документ- "Талмуд"- РТМ-1С. Скачайте, почитайте. Распечатайте и можно читать перед сном для хороших сновидений. Там есть все рекомендации.

Так вот, нормализация делается для выравнивания свойств отливок и поковок и сварных изделий, что требуется для механической обработки. Если её не сделать- то изделие будет коробить в процессе мехобработки. Если коробит при черновой обработке- то надо нормализовывать- чистовой не выведете.

Если вы ремонтируете изделие- то нормализация была уже проведена. Так как после сварки большие напряжения, то при нормализации они снимутся, но поведёт изделие. Поэтому не рекомендую делать нормализацию, если не планируете механически обрабатывать привалочные плоскости. Только отпуск. 

РТМ 1С сужает рамки, заданные уважаемым Точмашем 23 до 560-590 градусов и время выдержки 1 час при толщине до 60 мм и 2 часа при толщине более 60 мм.

  • Like 3
  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за вашу помощь Струня, Точмаш 23. Я тоже вчера без дела не сидел и нарыл вот такой интересный советский документ, называется  РД 108.021.112-88 "Исправление дефектов в литых корпусных деталях паровых турбин и арматуры методом заварки без термической обработки", документ просто огонь!!, кто с такой ситуевиной столкнется - в помощь. В принципе оказалось что можно обойтись и без термообработки, такие дела. Но подогрев предварительный нужен в любом случае.

РД 108.021.112-88.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сае13, есть куча литературы на любой вкус и случай. Не советую прибегать к советам от шаманов сварки. Ищи литературу. Чтобы на любой вопрос ты мог открыть документ и зачитать параграф. Если не знаешь- меня можешь спрашивать. Я подскажу.

  • Like 1
  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё обращаю внимание на то, что для аппаратуры, подпадающей под действие правил Ростехнадзора, для ремонта необходимо разрабатывать документы и заполнять сдаточные документы. В НД есть список что надо- Техкарту сварки, аттестация сварщиков и технологии, карту термообработки, журнал сварки... Надо узнать, кому и как сдавать будешь, требования к сдаточной документации. 

  • Like 1
  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Струня сказал:

Сае13, есть куча литературы на любой вкус и случай. Не советую прибегать к советам от шаманов сварки. Ищи литературу. Чтобы на любой вопрос ты мог открыть документ и зачитать параграф. Если не знаешь- меня можешь спрашивать. Я подскажу.

Ок, спасибо еще раз, обычно так и делаю, но тут немного специфический случай для моего самостоятельного опыта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, cae13 сказал:

В принципе оказалось что можно обойтись и без термообработки, такие дела.

Сае13, Я тебе советую относиться с подозрением к возможности лечить толстые литые детали без термообработки. Скорее всего рекомендовано варить без термообработки какими-то высоконикелевыми высокохромистыми.электродами. Они дают большие усадочных напряжения. Литые детали характерны тем, что в них присутствуют дефекты (поры, ликвация, включения формовочной смеси) которые на работоспособность не влияют, но являются концентраторами напряжений. То есть, напряжения в металле бегут от места сварки и встречают такое включение с острым краем. Силовые линии напряжения в этом месте будут сконцентрированы, как если бы в текстиль засунуть крупный предмет, не разрывая его. И потом, во время работы, нагрев, вибрация... И в месте наиболее высокого градиента напряжений опять побежит трещина.

Поэтому в идеале варить соответствующими сварочными материалами и отпускать согласно НД. Всех, кто будет рассказывать, как 100 лет без ТО простояло слать в РД.

  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Мастер
48 минут назад, Струня сказал:

Сае13, Я тебе советую относиться с подозрением к возможности лечить толстые литые детали без термообработки. Скорее всего рекомендовано варить без термообработки какими-то высоконикелевыми высокохромистыми.электродами.

Сначала надо ответить на вопрос:как, где и чем проводить термообработку, т.е. есть ли такая возможность в принципе;а если такой возможности нет,то остается то, что остается.

Как в известном фильме-Мой дед говорил: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но… не имею желания». Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями…

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Точмаш 23 сказал:

Сначала надо ответить на вопрос:как, где и чем проводить термообработку, т.е. есть ли такая возможность в принципе;а если такой возможности нет,то остается то, что остается.

Безусловно!

Просто вспомнилось мне, как в бытность мою молодым специалистом, приходилось воевать с муханиками, зам. Директора по ТОиР и просто мудаками. Обязательно кто-то найдётся, кто будет молодому специалисту тыкать своим (возможно несуществующим) опытом, где нет законов физики. То сварка без ТО, то оббитым электродом ТМЛ1У корень стыка 15ХМ аргонить, то в зазор тарелки ректификационной колонны электрод совать, чтобы буртик не направлять...

  • Like 1
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.05.2023 в 17:12, cae13 сказал:

Дано: трещины по корпусу (фланец цилиндра турбины), сталь 25Л, толщина стенки 50-60 мм.

Вроде по-научному это называются флеш- беки.

Вспомнилась мне работа на одном крупном химическом заводе в ремонтной службе. Там ремонтники считались главными и злостными мужеложцами. Не в смысле геев, а в плохом смысле. При этом приходилось исправлять косяки проспавших аппаратчиков и технологов.

Так вот, по поводу ремонта корпусных деталей турбин, насосов и редукторов. 

ТС, обязательно включи в техкарту на ремонт указания о том, что после термообработки и дефектоскопии нужно проверить все привалочные поверхности на плоскотность и все посадочные места подшипников на соосность, цилиндричность и диаметр.

Потому, что сварка- это поводки. И термообработка- поводки. Корпус после сварки поведёт обязательно- это физика, её не наеобманешь. Сварить без поводок- это плюс-минус 1 мм на метр. Деформации 2-3 мм на 12 м (сварка железнодорожных платформ)- высший пилотаж! При этом немцы из ДойчеБан не учитывали, что коробление в 3 мм после сварки через полгода- год (пока платформа едет до заказчика) становится 10- 12 мм. Что, в принципе, тоже немного.

Соответственно, от сварки литых корпусов турбин и насосов сваркой надо отпихиваться изо всех сил!

На вопрос "Как так- сначала все ровно было, а потом покоробило?" ответ тоже очень простой. ФИЗИКА! Только она и никакого мошенничества!

В сварных соединениях после нагрева и охлаждения, да и во всех металлах, которые имеют фазовые превращения при нагреве и охлаждении, всё время происходят металлургические процессы. Перераспределяются напряжения, распадаются неравновесные фазы. Диффузионные процессы, дислокации в кристаллах двигаются.... Всё очень медленно. При нагреве- быстрее. При отпуске примерно за час напряжения снижаются ниже предела текучести. При нагреве до 200-250 градусов происходит "старение". Примерно то же, что и отпуск, но медленнее. Поэтому после сварки и термообработки в течение нескольких месяцев а то и лет продолжаются коробления. Для борьбы с этим явлением в особо злостных сталях, иногда, проводили сначала отпуск, потом мехобработку, и, когда оставалось припуска десятка, старение при 200 градусов. Чтобы быстрее коробления вылезали. А потом уже финишную обработку с заданной точностью.

Самое интересное, что когда новую платформу (для контейнеров делали) выпускали в эксплуатацию, то старение происходило от энергии вибрации. Контейнер выступал в роли жёсткой балки, к которой сцепными устройствами притягивалась платформа, и, через пару лет непрерывной эксплуатации коробления в 10- 12 мм исправлялось. Немецкие инженеры всё это знали, но выделывались с требованиями, как могли...

Поэтому, Сае13, обязательно вставь требования к проверке геометрии перед сборкой!

 

Изменено пользователем Струня
  • Like 3
  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...