Jump to content

Вопрос по аттестации сварки по ASME sec. IX


Recommended Posts

Если чисто 15607 и 15614:

Коллеги добрый день.

Разъясните как на производстве можно самостоятельно выполнить сертификацию процедуру сварки (WPQR)?

-  Сварим образцы по pWPS. Лаборатория нужна по ISO 17025 или достаточно специалиста по ISO 9712 и т.д. По пунктам распишите?)

Лаборатория по ISO 17025 не нужна. Достаточно специалиста по ISO 9712 на все требуемые методы НРК и мехиспытания по ISO. 

Варите образец по pWPS, испытываете, составляете WPQR, составляете WPS для производства. 

 

 

 

Еще вопрос. Иметь WPQR необходимость или рекомендация по европейским стандартам? 

Необходимость, ISO 15607 весь об этом.

Edited by Eskabaru
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Здравствуйте!

Прошу Вас разъясните пункт QW-405.2 ASME. По тексту есть слова - This variable does not apply when a WPS is qualified with a PWHT above the upper transformation temperature or when an austenitic material is solution annealed after welding. Перевожу - Это условие не действует, если спецификация WPS аттестована с термообработкой после сварки с нагревом свыше верхней температуры фазового превращения или если аустенитный материал подвергается после сварки термообработке на твердый раствор. Что такое термообработка аустенитной стали на твердый раствор?

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте!

Прошу Вас разъясните пункт QW-405.2 ASME. По тексту есть слова - This variable does not apply when a WPS is qualified with a PWHT above the upper transformation temperature or when an austenitic material is solution annealed after welding. Перевожу - Это условие не действует, если спецификация WPS аттестована с термообработкой после сварки с нагревом свыше верхней температуры фазового превращения или если аустенитный материал подвергается после сварки термообработке на твердый раствор. Что такое термообработка аустенитной стали на твердый раствор?

 

Это не твердый раствор.

 

Это процесс так называется. "Solution annealing" или "solution treating", дословный перевод "обработка раствором/а". Под раствором, как я понял, может подразумеваться "смесь веществ" в сплаве материала. Можно по этим словам отыскать подробности. Насколько понял это термообработка нержавеющей стали при остужении их или равномерном нагреве изделий до 1030 градусов или около того.

 

http://www.metalspiping.com/solution-annealing-for-austenitic-stainless-steels.html

 

In the solution annealing heat treatment, austenitic stainless steels shall be generally soaked at the temperature no less than 1900°F[1038°C] for a long enough time to bring carbon in the steel into a solid solution.
Edited by SvarkaRezka23rus
Link to comment
Share on other sites

Имеется в виду аустенизация (закалка на аустенит) - нагрев до 1030-1100, резкое охлаждение. Цель - растворить карбиды хрома и вторичные фазы, гомогенизировать структуру.
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

В API 6A в п.6.5.4.1.1 "Печи для аустенизации, нормализации, отжига и отжига на твердый раствор" есть следующие слова - "Температура в любой точке рабочей зоны печи, используемой для аустенизации, нормализации, отжига и отжига на раствор не должна варьироваться более чем на (плюс -минус) 14 град. от заданной температуры печи после того, как рабочая зона  печи было доведена до температуры". Из этого получается что это не аустенизация?

Link to comment
Share on other sites

не должна варьироваться более чем на (плюс -минус) 14 град. от заданной температуры печи...

Из этого получается что это не аустенизация? 

Вы о чём? Почему такой вывод?   ±14° это величина температурной однородности печи. По сути это  технический допуск к выбираемому оборудованию (надо сказать достаточно не строгий),  и прямой связи с процессом  аустенизации здесь не усматривается.

И поддерживаю  @Eskabaru,  "solution annealed" - это, аустинизирующий отжиг т.е., отжиг (твердого) раствора с целью распада карбидов и снижения твёрдости металла

 

Edited by Ferio
Link to comment
Share on other sites

Я хотел сказать, то что по тексту идет перечень термообработки, где указано как о аустенизации, так и об отжига на твердый раствор.

 

P.S. Я знаю что такое аустенизация.

Link to comment
Share on other sites

Вопрос был по американской терминологии. Затем вы приводите другой документ на русском. Это не правильно. Приведите этот пункт тоже на английском. Думаю здесь некорректный перевод.

Edited by Ferio
Link to comment
Share on other sites

В API 6A в п.6.5.4.1.1 "Печи для аустенизации, нормализации, отжига и отжига на твердый раствор" есть следующие слова - "Температура в любой точке рабочей зоны печи, используемой для аустенизации, нормализации, отжига и отжига на раствор не должна варьироваться более чем на (плюс -минус) 14 град. от заданной температуры печи после того, как рабочая зона  печи было доведена до температуры". Из этого получается что это не аустенизация?

 

ГОСТ 33439-2015

2.1.6 аустенитизация/Austenitizing: Этап термической обработки, в ходе которого изделие нагревают до температуры выше интервала превращений и выдерживают при этой температуре для получения однородной структуры аустенита

По сути это название для нагрева выше АС3 (или АС1), в зависимости от последующего охлаждения – может быть отжиг или закалка. Т.е. это не самостоятельная термообработка. 
 

2.1.23 обработка на твердый раствор/Solution treatment: Термическая обработка с целью растворения в твердом растворе избыточных фаз и сохраниением их элементов в твердом растворе.

В нашем конкретном случае это «закалка на твердый раствор». 

 
В отечественной литературе и нормах, термин «аустенизация» очень часто используется как синоним "закалки на твердый раствор" по отношению к аустенитным нержавеющим сталям, что в принципе не ошибка (нагреваем же выше АС3), но если вы посмотрите другие нормы API, то «austenitizing» используется исключительно для углеродистых и низколегированных сталей. 
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Здравствуйте!

Мне необходимо выполнить аттестацию технологии ремонта деталей из стали 30ХМА выполненных методом ковки. Ремонт заключается в том, что мы время от времени восстанавливаем поверхности которые были неправильно обработаны на металлообрабатывающем оборудовании (сняли лишний металл, задиры от фрезы, ошибка в размерах КД и т.д.). В связи с этим у меня есть ряд вопросов:

1. Фактически это получается обычная наплавка, но она не относится ни к износостойкой по QW-216, ни к коррозионностойкой по QW-214. К какому классу её отнести?

2. По QW-203 для аттестации ремонтных швов достаточно выполнить стандартные образцы, но как быть в случае, если в производственной сварке нет второго привариваемого элемента, т.е. это восстановительная наплавка? Достаточно ли мне КСС в виде обычной трубы (у нас автоматическая наплавка цилиндрических деталей способом GTAW)? Предположим я изготовлю образцы в виде проточки на трубе, то по QW-451.1 толщина наплавки мне необходима в двух диапазонах до 1,5 мм и от 1,5 мм до 10 мм. То какие это будут КСС и как в нем будут располагаться образцы для механических испытаний просто ума не приложу. 

3. Если у меня исполнители сварки аттестованы на коррозионностойкую наплавку, достаточно ли их аттестации для выполнения наплавки для восстановления поверхностей?

Edited by 5SVR5
Link to comment
Share on other sites

1. Восстановление относится к QW-202.3.

2. Именно, выполняете стандартные образцы - свариваете две трубы, как будто обычным стыковым швом и проводите стандартные для него испытания. Главное, уложится в диапазоны по основному материалу и наплавленому. Минимальной толщины наплавки в данном случае нет.

3. Нет, коррозионностойкая наплавка распространяется только на наплавку. Аттестуйте их как на обычный стыковой шов.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо за ответ!

Хочу уточнить следующий вопрос. По таблице QW-451.1 есть разграничения по свариваемой толщине, из него следует, что бы перекрыть необходимый мне диапазон толщины наплавленного металла от 3 до 18 мм, мне надо выполнить сварку образца толщиной 10 мм и получу область распространения по толщине основного металла от 1,5 мм до 20 мм, а по толщине наплавленного металла до 20 мм. Правильно?

По API 6A, при аттестации технологии, после проведения ТО необходимо провести механические испытания основного металла. Из трубы толщиной 10 мм делать образцы изготовить не удобно (но конечно можно). В принципе толщина металла мне не важна, т.к. наплавка выполняется на толстостенные детали, мне важна толщина наплавленного металла. Могу ли я, КСС сделать большей толщины (например из трубы толщиной 20 мм), в нем (в КСС) выполнить замковое соединение с зазором и гарантированной толщиной наплавки 10 мм (будет что то вроде конструктивного непровара как в QW-202.2 b. После выполнения сварки лишние 10 мм удалить и из него уже выполнять образцы для аттестации технологии? В свою очередь, образцы для механических испытаний для аттестации по требованиям API 6A я буду отбирать из металла толщиной 20 мм?

Edited by 5SVR5
Link to comment
Share on other sites

Еще один вопрос.

В связи с тем, что ударная вязкость сварного шва является существенной переменной, то по QW-410.9 ASME ces. IX мне необходимо выполнить отдельно аттестацию однослойной сварки, а отдельно многослойной сварки. Так же выполняя требования API 6A, которые указывают, что если после сварки проводится ТО (в моем случае для снятия напряжений), то при аттестации технологии необходимо выполнить измерения твердости и ударной вязкости сварного шва (п.7.3.4.3) и околошовной зоны. API достаточно подробно разъяснят порядок проведения данных испытаний. Остальные испытания (растяжения, статический изгиб и т.д.), требуемые API 6A при аттестации технологии сварки, выполняются по ASME ces. IX.

Мне не понятно следующее. При однослойной сварке толщина наплавленного металла t не будет превышать 3...4 мм. К тому же, в качестве КСС будет  труба (мы выполняем сварку кольцевых швов). Как из такого КСС изготовить образцы на удар и твердость, и провести данные испытания? Может быть есть какие либо разъяснения по этому поводу?

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
Хочу уточнить следующий вопрос. По таблице QW-451.1 есть разграничения по свариваемой толщине, из него следует, что бы перекрыть необходимый мне диапазон толщины наплавленного металла от 3 до 18 мм, мне надо выполнить сварку образца толщиной 10 мм и получу область распространения по толщине основного металла от 1,5 мм до 20 мм, а по толщине наплавленного металла до 20 мм. Правильно?

 

Правильно.

 

 

По API 6A, при аттестации технологии, после проведения ТО необходимо провести механические испытания основного металла.

Я что-то такого не не могу там найти, укажите в каком пункте такое.

 

 

В принципе толщина металла мне не важна,

Ну как не важна, QW 403.8. Не важна, если толщина образца >38 мм.

 

Могу ли я, КСС сделать большей толщины (например из трубы толщиной 20 мм), в нем (в КСС) выполнить замковое соединение с зазором и гарантированной толщиной наплавки 10 мм (будет что то вроде конструктивного непровара как в QW-202.2 b. После выполнения сварки лишние 10 мм удалить и из него уже выполнять образцы для аттестации технологии?

Можете, но толщина основного материала вашего образца будет 20, аттестованный диапазон соответственно другой. 

Edited by Eskabaru
Link to comment
Share on other sites

 

 

Мне не понятно следующее. При однослойной сварке толщина наплавленного металла t не будет превышать 3...4 мм. К тому же, в качестве КСС будет  труба (мы выполняем сварку кольцевых швов). Как из такого КСС изготовить образцы на удар и твердость, и провести данные испытания? Может быть есть какие либо разъяснения по этому поводу?

Если толщина не позволяет изготовить наменьший подразмерный образец, либо выполнить условия измерения твердости - значит проводите аттестацию без этих испытаний. К тому же, как правило, стандарты на основной материал прямо говорят, что если толщина меньше определенного значения - испытания на ударную вязкость не проводятся.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо за ответы!

 

 

Я что-то такого не не могу там найти, укажите в каком пункте такое.

Это пункт 7.3.4.3

 

В конечном итоге, изучая стандарт, я определился с КСС для аттестации. У меня это будет просто труба толщиной 30 мм с разделкой по центру, глубиной что бы я мог выполнить наплавку в 1 слой - это будет где-то 4 мм. Стандарт ASTM A370 регламентирует проведение испытаний на ударный изгиб образцами толщиной 2,5 мм и 3,3 мм. То есть испытания провести можно. 

В своей практике, в российских документах, встречал то, что допускается, если невозможно изготовить образцы, сварить КСС такого размера, что бы можно было изготовить образец необходимого размера. Наверное есть какие либо разъяснения комитетов по этому поводу, сомневаюсь, что этот вопрос возник только у меня. По возможности, мне бы хотелось, при возникновении данного вопроса, аудитору предоставить какое ни будь документальное подтверждение.

Link to comment
Share on other sites

 

Это пункт 7.3.4.3
 
 
В пункте 7.3.4.3 (21-е издание) говорится о том, что если WPS предусматривает ПСТО, все испытания должны проводится в состоянии после термообработки, плюс уточнения по диапазону для PSL 3 и PSL 4 - я к тому, что нет требований проводить механические испытания основного металла.
Link to comment
Share on other sites

 

 

В пункте 7.3.4.3 (21-е издание) говорится о том, что если WPS предусматривает ПСТО, все испытания должны проводится в состоянии после термообработки, плюс уточнения по диапазону для PSL 3 и PSL 4 - я к тому, что нет требований проводить механические испытания основного металла.

Действительно Вы правы, я перепутал это с пунктом 7.5.1.2.4 API 6A "Основной металлический материал должен сохранять минимальные требования к механическим свойствам после термической обработки после сварки. Изготовитель должен указать  методы для обеспечения этих требуемых механических свойств и протоколирования результатов в рамках PQR" - я так понимаю, что после ТО наплавленного КСС необходимо проверить механику основного металла?

Если в ASME sec. IX восстановительная наплавка относится, к простой сварке, то мой случай в API 6A описывается в пункте 7.5.2?

 

В API 6A есть пункт 7.2.2 есть следующее: "Сварку должны выполнять в соответствии с аттестованными процедурами аттестованные сварщики. Сварные изделия, не работающие под давлением, должны соответствовать требованиям изготовителя". Эти слова можно понять так, что я могу подобные сварные швы выполнять сварщиками аттестованными по НАКС? Как вообще быть с теми швами которые действительно не испытывают нагрузки, например "Маховик"?

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

В API 6A к аттестации по ASME IX могут быть дополнительные или более строгие требования. То есть вам нужно проанализировать, какие требования API 6А предъявляет сверх или в дополнение требований ASME IX.

По ПВК для наплавок требования как раз есть - ASME V (QW-195). А вот ударной вязкости, как раз, толком нет - правила проведения испытаний на ударную вязкость, критерии, количество и расположение образцов определяются «другими разделами» - в вашем случае API 6A.

 Испытание на ударный изгиб...... простите...)))

Link to comment
Share on other sites

 

 

Лаборатория по ISO 17025 не нужна

Наличие у лаборатории для механических испытаний аккредитации по ISO 17025 является большим плюсом при привлечении её на аттестацию технологии сварки. Обязательно ли лаборатории быть аккредитованной по этому стандарту или по другим - решает Ваш заказчик. 

Link to comment
Share on other sites

Еще один вопрос.

В связи с тем, что ударная вязкость сварного шва является существенной переменной, то по QW-410.9 ASME ces. IX мне необходимо выполнить отдельно аттестацию однослойной сварки, а отдельно многослойной сварки. Так же выполняя требования API 6A, которые указывают, что если после сварки проводится ТО (в моем случае для снятия напряжений), то при аттестации технологии необходимо выполнить измерения твердости и ударной вязкости сварного шва (п.7.3.4.3) и околошовной зоны. API достаточно подробно разъяснят порядок проведения данных испытаний. Остальные испытания (растяжения, статический изгиб и т.д.), требуемые API 6A при аттестации технологии сварки, выполняются по ASME ces. IX.

Мне не понятно следующее. При однослойной сварке толщина наплавленного металла t не будет превышать 3...4 мм. К тому же, в качестве КСС будет  труба (мы выполняем сварку кольцевых швов). Как из такого КСС изготовить образцы на удар и твердость, и провести данные испытания? Может быть есть какие либо разъяснения по этому поводу?

Тут надо не путать "слой" и "проход". Один слой может состоять как из одного прохода (корень, горячий проход), так и из нескольких проходов. В ASME 2015 г.в. есть пояснения к этому пункту (Interpretation: IX-13-12). Одно из них звучит так: "Вопрос (1): QW-410.9 рассматривает многослойные сварные швы как многопроходные сварные швы, так что переход с нескольких слоев с каждой стороны на один слой с каждой стороны требуется переаттестация?

Ответ (1): Да, когда один слой выполняется за один проход." Так что, аттестовавшись на многослойном КСС, Вы можете варить однослойный КСС, если он выполняется с несколькими проходами. Хотя представить такую конфигурацию (один слой, но несколько проходов) непросто )))
По поводу толщины КСС: измерение твёрдости можно выполнять на толщине вплоть до 1,5 мм. Пробиваете точки по одной линии посередине толщины и всё. А по поводу ударного изгиба - я бы взял толщину КСС, позволяющую выполнить ударный изгиб.
Link to comment
Share on other sites

Да, действительно, я изучил то что Вы сказали, все правильно. Наверное я неосознанно провел аналогию с наплавкой. А я уже сделал нужные образцы ((((

Век живи, век учись!))))

Edited by 5SVR5
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Мне нужно выполнить соединение за один проход при этом попасть в область распространения (по таблице QW-451.1) как по толщине основного металла Т , так и по толщине наплавленного металла t. У меня это получается образец толщиной 10 мм с конструктивным непроваром в 4 мм, аттестация подобных сварных швов допускается (описано в QW-202.2(B)

По таблице QW-451.1, для аттестации технологии я должен выполнить механические испытания, одним из которых является статический изгиб. Очевидно что, нецелесообразно проводить испытания на изгиб на лицевую и обратную сторону - разрушение будет как раз по этому непровару. Для толщины КСС 10 мм допускается проведение изгиба на боковую сторону. У меня вопрос, вообще по ASME возможно ли проведение испытания на статический изгиб образца имеющего конструктивный непровар?

Спасибо за ответ!

Link to comment
Share on other sites

Мне нужно выполнить соединение за один проход при этом попасть в область распространения (по таблице QW-451.1) как по толщине основного металла Т , так и по толщине наплавленного металла t. У меня это получается образец толщиной 10 мм с конструктивным непроваром в 4 мм, аттестация подобных сварных швов допускается (описано в QW-202.2( B)

По таблице QW-451.1, для аттестации технологии я должен выполнить механические испытания, одним из которых является статический изгиб. Очевидно что, нецелесообразно проводить испытания на изгиб на лицевую и обратную сторону - разрушение будет как раз по этому непровару. Для толщины КСС 10 мм допускается проведение изгиба на боковую сторону. У меня вопрос, вообще по ASME возможно ли проведение испытания на статический изгиб образца имеющего конструктивный непровар?

Спасибо за ответ!

 

Это вот такое соединение под испытания ?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...