Ремонт выхлопной системы авто различными способами сварки. Сварка TIG.
Ручная аргоно-дуговая сварка неплавящимся электродом в среде защитных газов (сварка TIG) идеально подходит для сварки изделий из тонкого металла, таких как трубы выхлопной системы, в том числе выполненных из нержавеющей стали. Это один из наиболее универсальных способов относительно марок свариваемого металла и их сплавов.
При ручной аргоно-дуговой сварке дуга горит между неплавящимся электродом (в нашем случае диаметром 2,4мм) и изделием использования, а сварочный материал подается вручную в качестве присадки, за счет этого обеспечивается высокая стабилизация сварочного процесса, и точно осуществляется контроль соотношения вложенного тепла к объему наплавленного металла.
За счет ручного введения в зону сварки сварочного материала, в качестве присадочного и использования неплавящегося электрода контроль процессов расплава металла и формирования сварного шва более точен и удобен. На всем протяжении сварочного процесса при помощи ножной педали возможно корректирование параметров тока, следовательно показатель значения температур держится в безопасном для соединения диапазоне, постоянный контроль воздействия нагрева на основной металл позволяет существенно снизить негативное влияние высоких температур на сварное соединение.
Сварные швы имеют более высокое качество исполнения с плавным переходом к основному металлу, хорошую плотность и прочность, и презентабельный внешний вид, кроме того сварка характеризуется минимальным разбрызгиванием, в отдельных случаях сведенным к нулю.
Вместе с тем, использование подобного способа налагает требования к более тщательной подготовке свариваемых деталей: стыкуемые кромки должны быть очень тщательно подогнаны к друг другу, зазоры должны быть минимальными, поверхность свариваемого изделия должна быть полностью очищена от следов масел, ржавчины, краски и/или грязи специальными растворителями.
Кроме того необходимо удалить крупные заусенцы в зоне сварки, и надежно закрепить детали струбцинами, с выдержкой заданных геометрических размеров. При малом опыте работы TIG сваркой рекомендуется использовать источники с функцией «lift-arc», чтобы избежать прожига основного металла при розжиге сварочной дуги (в момент замыкания вольфрамового электрода на металле, показатель величины тока минимален, при дальнейшем отрыве этот показатель возрастает до рабочего значения).
Диаметр присадочного прутка должен быть минимальным из возможных. Сварка ведется на малых и средних токах. Конец присадочного прутка должен постоянно удерживаться в зоне покрытия защитным газом (для предотвращения ее окисления), с выдержкой в течение заданного интервала времени после отключения эл.дуги для снижения риска загрязненного металла сварного шва при его окончательном формировании.
Ввиду не совсем обычного способа регулирования сварочных режимов ножной педалью рекомендуется произвести заварку пробных сварных швов, для адаптации регулирования тока данным способом и более точной подстройки сварочных режимов и расхода защитного газа для тонкостенных труб.
Преимущества сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов:
- Оптимальный вариант для сварки тонкостенных конструкций, благодаря точному контролю нагрева основного металла к объему наплавленного металла;
- Более легкий контроль процессов расплава основного металла и присадка, и формирования сварного шва;
- Высокая степень стабильности горения сварочной дуги, плавность протекания сварочных процессов;
- Полученный шов имеет более высокую степень чистоты наплавленного металла в сравнении с другими видами сварки, с хорошей геометрией на всем своем протяжении, и сплавным переходом к основному металлу;
- Благодаря особенностям способа на поверхности шва не образуется шлак, количество брызг практически сведено к нулю, что существенно сокращает время на обработку полученных сварных швов и околошовной поверхности;
- Меньшая степень нагрева основного металла во время процессов сварки, способствует снижения воздействия деформации на сварное соединение;
- Подходит для широкого спектра свариваемых металлов и их сплавов;
- При достаточно плотной подгонке свариваемых поверхностей можно производить сварочные работы вообще без использования присадочных прутков;
- Сниженное выделение вредных паров и газов, уменьшенное задымление зоны сварки, работы можно производить без использования ФВУ, при достаточной степени циркуляции воздеха в помещении;
- Как и при РДС сварка возможна во всех пространственных положениях.
Недостатки сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов:
- Требуется более длительное время на подготовку изделий к сварке по сравнению с другими способами, и более тщательная подгонка свариваемых деталей;
- Ограничение по мобильности ввиду необходимости применения дополнительного оборудования газовой защиты сварного шва;
- В связи с тем, что для защиты применяются газы, сварку не рекомендуется производить вне помещений и/или в ветреную погоду;
- В сравнении с ручной дуговой и полуавтоматической сваркой имеет гораздо меньшую производительность;
- При сварке с присадком задействованы обе руки, это накладывает небольшие ограничения на сварку в потолочном и вертикальном пространственных положениях, и при необходимости поддержки детали во время сварки;
- Аппараты TIG-сварки имеют, более широкий в сравнении с РДС функционал, и более сложное устройство, с большим количеством настроек сварочных процессов, что при небольшом опыте эксплуатации может создать трудности в применении этого способа сварки;
- Более высокая затратная стоимость работ в сравнении с другими способами, ввиду необходимости применения качестве защитного газа чистого аргона.
Советы по безопасности при проведении работ с использованием TIG сварки те же, что и у предыдущих способов:
- Использование огнестойкой спецодежды и обуви, сварочной маски со светофильтром типа «Хамелеон»;
- При работе с зачистным инструментом использование защитных очков и респираторов;
- Для снижения влияния воздействия аргона на органы дыхания, рекомендуется использование приточной вентиляции;
- Соблюдение ПТБиОТ при работе с электрическим инструментом, в том числе имеющим вращающиеся части.
Так как трубы выхлопной системы, как правило, изготавливают из обычный марок сталей, это делает их очень чувствительными к процессам нагрева. Поэтому, чтобы не допустить прожигов основного металла при сварке, нарушения геометрии конструкции в результате воздействия на нее деформационных сил, возникающих при высоких температурах, лучше всего выбрать наиболее подходящий для данных работ способ сварки.
Для сварки тонкостенных труб системы ВОГ желательно использовать ручную аргоно-дуговую сварку (TIG), как наиболее подходящую для получения высококачественных сварных швов, при соединении гладких, тонкостенных металлических деталей, то есть для ремонта/восстановлении труб выхлопной системы. В том числе благодаря более легкому и точному контролю процессов нагрева основного металла по время сварки.
Также при достаточной степени опыта в сварке тонкостенных конструкций для ремонта узлов выхлопной системы можно использовать сварку MIG, либо комбинировать ее с ручной аргоно-дуговой сваркой, используя последнюю в для заварки корневых швов. По этой же схеме TIG можно комбинировать и ручной дуговой сваркой и полуавтоматической сваркой порошковой проволокой.
В любом случае выберите наиболее подходящий для вас способ сварки, в соответствиями с вашими знаниями и опытом, чтобы получить хороший результат при проведении сварочных работ. Проведите качественную подготовку материалов к сварке, потренируйтесь, и вы сможете провести работы по ремонту выхлопной системы без участия авторемонтных служб, и кроме того приобретете новый ценный для себя опыт.