Ремонт выхлопной системы авто различными способами сварки. Ручная дуговая сварка покрытым электродом.
Несмотря на то, что ручная дуговая сварка плавящимся покрытым электродом наименее предпочтительна для сварки тонкостенных труб выхлопной системы, при использовании хорошо подобранных сварочных материалов и сварочных режимов, ее можно успешно применять и добиться при этом отличных результатов.
Первый и самый важный шаг – точно подобранная марка сварочных материалов для ручной дуговой сварки, для данного типа сварки наиболее предпочтительны электроды марки ОМА-2 с кисло-целлюлозным покрытием (основными достоинствами которых являются минимальное количество шлака и аккуратность шва, при высокой эффективности сварки), либо ОК43.32 (по классификации AWS) с рутиловым покрытием (достаточно простой в применении электрод с хорошим формированием шва, легким отделением шлака, удобен в освоении начинающим сварщиком), также можно применять УОНИИ-13/55 и/или LB-52U (и его отечественные аналоги). Диаметры наиболее предпочтительны 2,0 и 2,5(2,6) мм, для снижения деформационной нагрузки при воздействии на металл высоких температур.
Хотя электроды данных марок могут применяться для сварки по ржавой и грязной поверхности металла, рекомендуется очистить свариваемое изделие от следов грязи, краски и ржавчины в месте сварки, чтобы избежать потери контакта, образования неметаллических включений, пор и непровара.
Второй шаг - сборка участков трубы и фиксация при помощи струбцин, проверка общей геометрии, соосности труб, и наложение прихваток в месте сборки. Перед сваркой непосредственно самой трубы лучше всего потренироваться на металле аналогичной толщины и состава для максимально точном подборе сварочного режима и отработке движений электродом, для получения в последующем качественного сварного шва без лишнего перегрева свариваемых поверхностей. Рекомендуется производить сварку короткими швами с шахматным расположением или обратноступенчатым способом. Каждый сварной шов, во избежание появления пор или шлаковых включений на последующих швах, должен быть тщательно зачищен от шлака металлической щеткой, молоточком или при помощи УШМ, но при этом помните, что варите тонкостенный металл, применением УШМ должны быть максимально точным и аккуратным.
Во время сварки контролируйте нагрев металла в околошовной зоне, чтобы предупредить возможную деформацию трубы при остывании сварного шва или во время сварки, если видите излишний нагрев, прервитесь, металл предыдущего шва в этом случае должен быть оголен при помощи УШМ для более надежного сцепления швов между собой и снижения риска возникновения дефектов на последующих швах.
После окончания работ, тщательно зачистите поверхность сварного соединения от металлических брызг, остатков шлака, сверьте его геометрию после полного остывания швов. Проверку на герметичность можно выполнить при помощи воздуха и мыльного раствора, или методом намокания. Если соединение получилось качественным без явных дефектов, место сварки можно обезжирить и покрыть грунтовочной краской (сварку труб из нержавеющей стали мы в данном случае не рассматриваем).
Преимущества ручной дуговой сварки:
- Сварочные работы можно проводить на улице и в помещении, во всех пространственных положениях;
- Сварка покрытым электродом, при соблюдении условий его хранения и подготовки, возможна при любых погодных условиях;
- Ручная дуговая сварка менее чувствительна к загрязненной поверхности свариваемого металла по сравнению с другими способами сварки;
- Источники питания для ручной дуговой сварки более простые в эксплуатации и менее дорогие;
Недостатки ручной дуговой сварки:
- При несоблюдении технологии и режимов ручная дуговая сварка может привести к образованию неметаллических включений, пор и непровара, что в свою очередь может привести к утечкам отработавших газов при работе автомобиля;
- Необходимо тщательно зачищать сварочную ванну, перед наложением последующих швов, что критично при сварке короткими швами;
- Возможно придется использовать несколько марок сварочных электродов.
Обеспечение безопасности при сварке труб выхлопной системы ручной дуговой сваркой:
- На протяжении всего объема ремонтных работ используйте средства индивидуальной защиты (защитную одежду, перчатки, краги, маску, очки, респиратор) кожи, глаз и органов дыхания;
- Во время сборки и сварки защищайте глаза от брызг раскаленного металла и шлака, помните: на некоторых марках сварочных электродов шлак при остывании может отскочить и попасть вам в глаза, поэтому при удалении шлаков прикрывайте поверхность шва защитными средствами;
- Обязательно проводите сварочные работы в хорошо проветриваемом помещении или с использованием систем ФВО, для защиты органов дыхания от паров и продуктов горения, выделяющихся во время сварочных процессов;
- Не производите сварку выхлопной системы, когда она смонтирована на автомобиле, чтобы избежать риска возгорания автомобиля, либо тщательно изолируйте свариваемые участки от остальных частей автомобиля при помощи асбестового полотна, участки вокруг выхлопной системы тщательно обезжирьте;
- При работе с использованием УШМ пользуйтесь защитными очками и перчатками, для защиты органов дыхания используйте респиратор, не допускайте поперечных нагрузок на отрезной диск, во избежания фрагментации, удерживайте машинку надежно до полной остановки вращения, для снижения риска получения физических травм.